В обычном средневековом городе проживало в среднем несколько тысяч человек Основой городской застройки в XI-XII веках был срубный дом (изба) и полуземлянка-жилище, немного (на 0,3-1,0 м) углубленное в землю, так что стены его возвышались над землей. Со временем в XIV веке полуземлянка уже исчезает и основным городским жилищем остается срубный дом. Такие дома состояли из одного только квадратного или почти квадратного в плане помещения, служившего всей семье и для работы, и для приготовления пищи, и для еды, и для сна. Кровля дома чаще бывала двускатной.
Дома всегда строились из сосны или ели, которые создавали в избе сухость и насыщали воздух приятным запахом смолы. Пол в таких домах был дощатый. Дом обычно имел и "подклет" - нижнее нежилое хозяйственное помещение. Если подклета не было и избу приходилось ставить прямо на земле, ее утепляли, возводя для этого на земляной подсыпке и приваливая к наружным стенам дома землю. Присыпанная к стенам снаружи дома земля удерживалась досками, в результате чего получалась завалинка, на которой жители домов любили посидеть по вечерам.
Рядом с домом обязательно была баня (мовница), стоявшая обычно отдельно. Двор горожанина включал зачастую и сад с фруктовыми деревьями, среди которых были груши, рябины, яблони, а также цветник с кустами роз. Двор был окружен забором с воротами. Забор, как правило, представлял собой частокол из врытых в землю не очень толстых кольев. Окна в доме делались маленькими и свет проходил через них с трудом. Поскольку света в избе было мало, пользовались для освещения лучинами - тонкими деревянными щепками, воткнутыми в стену или специально расщепленное полено. Деревянная дверь в одну створку закрывала вход, ориентированный обычно на юг, чтобы в комнату попадало больше тепла и света (особенно в летнее время).
Главную роль в интерьере любого русского жилища играла печь. Недаром и все помещение, где была печь, называлось "истопкой" (от слова "топить") или избой. Печь была сложена из камней и не имела трубы (изба без трубы называлась "курной"), так что дым шел прямо в избу и уходил под крышу. Чтобы выпустить дым, открывали дверь и волоковое оконце на фронтоне избы. Делать было нечего - "горечи дымные не претерпев, тепла не видати", - гласила древняя пословица. Если хозяин дома занимался ремеслом, то мастерская располагалась во дворе или в самом доме.
Дома зажиточных людей были больше по размерам, нежели дом простолюдина, и разделялись перегородкой на две примерно равные части, так что получалось две комнаты. Печь имелась только в одной из этих комнат. Потолок делали из брусьев или плах и над потолком насыпали землю для сохранения тепла. В XIV веке в России появились оконные стекла, которые иногда раскрашивались в разные цвета - роскошь, доступная только очень богатым людям. Однако и стекла того времени были такого качества, что как слюда или бычий пузырь пропускали только свет и не позволяли ничего видеть на улице. Поэтому даже и в богатых домах пользовались той же лучиной, пучки которой вставляли в специально выкованные фигурные светцы, приспособленные для вбивания в стену или ставившиеся на пол. Иногда употребляли масляные фитильные светильники - небольшие плошки с загнутыми вверх краями и кольцеобразной ручкой. Люди с хорошим достатком могли позволить себе такую роскошь, как сальные, а то и восковые свечи, толщина которых была от 1 до 5 см. в диаметре.
Некоторые дома были двух или трехэтажными. Так, название "сени" в то время означало не прихожую, как мы привыкли думать, а парадную террасу, расположенную на втором этаже. Сени поддерживались столбами и снабжались красивыми деревянными решетками. Непременной частью дома или дворца богатого человека был терем. Он завершал ансамбль дома, составляя его третий (или второй) этаж. Шатровая (чаще всего) кровля терема была видна издалека. Она раскрашивалась яркими красками, а иногда покрывалась даже медными листами, дававшими иллюзию золота.
Кроме высокого (двух-трехэтажного) основного здания дворца с сенями, теремом, разного рода навесами и кровельками, на дворе богатого человека были, конечно, и хозяйственные постройки - клети, поварни, конюшни, избы для челяди и приближенных. На своем городском дворе держали и много лошадей для службы и выезда, а также коров, свиней и овец для хозяйственных надобностей. Пропитание боярина и его дворни должно было обеспечиваться продуктами, которые обычно привозили как натуральный оброк из многочисленных деревень. Для хранения всей этой снеди отводились погреба, которые могли быть устроены под домом, а также и отдельно. Во дворе были и добротные амбары для хранения разного рода запасов, а также бани. Почти каждый богатый двор имел также огород и фруктовый сад.
Дворцы князей и приближенных к ним бояр в XIII-XV веках включали множество комнат, находившихся в разных этажах и служивших как для личного обихода, так и для парадных приемов, пиров и увеселений. Во дворцах были пиршественные залы с дубовыми столами (в летнее время столы могли стоять и на сенях) и личные комнаты, такие как "ложница" - спальня князя, а также особые сени княгини, где она сидела со своей свитой. Увенчивался дворец богато украшенным теремом. Стены и потолки во дворцах и богатых домах, очевидно, расписывались разными красками, а также завешивали дорогими материями - "узорочьем". Печь с трубой тоже была немаловажным элементом украшения интерьера - она могла белиться и также расписываться различными узорами и рисунками на разные сюжеты. Интерьер дополняла массивная разная мебель - столы, лавки, коники, рундуки (длинные лавки-лари, украшавшиеся резьбой).
Дворцовые помещения часто расширялись путем пристройки различных помещений без определенного плана. Каждую новую "палату" пристраивали к другим там, где находили нужным и либо соединяли с ними переходом или дверью, либо делали отдельный вход с наружной или внутренней лестницей. У князей на дворе обязательно стояла и церковь, и двор князя представлял собой небольшой городок внутри города, окруженный крепким частоколом, а иногда - валом и рвом, а то и каменной стеной.