Город Курск, являющийся в настоящее время областным центром, расположен южнее Москвы, при слиянии рек Тускарь, Кура и Сейм. В давние времена он служил важным сторожевым пунктом у границы со степью.
Начало истории Курска уходит в глубину веков. Этот город, расположенный восточнее Днепра, в Северской земле, под 1032 годом упоминается в Патерике Киево-Печерского монастыря - сборнике рассказов о подвижниках указанной иноческой обители, составленном в начале XIII века. Первое упоминание в летописи (Лаврентьевской) тоже очень древнее. Оно относится к далекому 1095 году.
В "Слове о полку Игореве" Курск и его обитатели также не оставлены без внимания, поскольку в этом городе княжил брат главного героя данного произведения, Всеволд Святославович:
И рече ему буй тур Всеволод:
"Один брат,
один свет светлый -
ты, Игорю!
оба есве Святъславличя!
Седлай, брате,
свои бръзыи комони,
а мои ти готови,
оседлани у Курьска напереди.
А мои ти куряни сведоми къмети;
под трубами повити,
под шеломы възлелеяни,
конец копия въскръмлени,
пути имь ведоми,
яругы имь знаеми,
луци у них напряжени,
тули отворени,
сабли изострени;
сам скачуть, акы серыи влъци в поле,
ищущи себе чти, а князю славе.
Возникновение же города на высоких речных берегах относится к значительно более давним временам, чем самые ранние свидетельства о нем в письменных источниках. Исследователи обращают внимание на то, что названия двух рек происходят из древнетюркского языка: "тускарь" - "устраивать лагерь", "кур" - "укрепленное поселение".
Считается, что эти слова жившие в районе Курска славяне могли заимствовать у кочевников-печенегов, обитавших в южнорусских степях в X-XI веках. О глубокой древности этого города в земле северян свидетельствуют и данные археологических раскопок.
В Курске прошли отроческие годы одного из основателей русского монашества - преподобного Феодосия Печерского. В "Житии" этого святого, составленном преподобным Нестором Летописцем, упоминается о том, при каких обстоятельствах родители Феодосия переселились из окрестностей Киева на новое место: "Бысть же родителяма блаженаго переселитися в ин град, Курьск нарицаемыи, князю тако повелевъшю, поче же реку Богу сице изволивъшю, да и тамо добляаго отрока житие просияеть..."
В описываемое время, то есть в 30-х годах XI столетия, в Курске уже прочно утвердилось христианство. Отрок Феодосий мог ежедневно посещать богослужения в местной церкви, обучаться грамоте.
При разделе Русской земли на княжеские вотчины Курск наряду с другими северскими городами достался князьям черниговской ветви, родоначальником которых являлся внук Ярослава Мудрого Олег Святославич.
Как и другие города Северской земли, Курск был захвачен и разорен монголами в 1240 году. Он надолго опустел. Дальнейшую историю небольшого города во владениях черниговских Ольговичей летописи подробно не освещают. О связанных с Курском событиях второй половины XIII столетия сообщает лишь один подробный летописный рассказ, явственно показывающий тяготы ордынского ига и нравственную деградацию людей, оказавшихся в неволе.
Согласно сохранившихся сведениям, в 80-х годах XIII века в Курске пребывал ханский баскак - выходец из Хивы Ахмат, сын Темира. Стремясь к наибольшему обогащению за счет порабощенных территорий, он взял на откуп в Орде сбор дани с этого города и окрестных земель. Населению Северского края приходилось перенести немало страданий из-за жадного и жестокого баскака. Его действия вызвали недовольство даже местных бояр, а также князей Олега Рыльского и Святослава Липецкого - представителей ветви Ольговичей.
В довершение всего Ахмат устроил неподалеку от рыльска две слободы. Стекавшиеся сюда беглецы, пользуясь покровительством баскака, безнаказанно занимались грабежами. Терпению князей наступил предел. Олег по согласованию со Святославом жаловался на Ахмата ордынскому хану Телебуге. Последний разрешил разорить слободы курского баскака и даже дал в помощь Олегу татарский отряд. Ханский приказ был исполнен. Но сама Орда в то время не была единой, и часть ее территорий контролировал другой могущественный властитель - Ногай. К нему и обратился Ахмат с жалобой на князей, и Ногай направил на Курскую землю карательное войско. Не имея сил и средств для сопротивления ордынцам, князья бежали: Олег - к хану Телебуге, а Святослав - в воронежские леса. А их владения в течение двадцати дней подвергались разорению.
В плену оказались несколько не успевших скрыться бояр рыльского князя. Ахмат предал их жестокой казни и при том похвалялся, что так пострадают все, осмелившиеся оскорбить баскака. Для устрашения местных жителей каратели возили по городам и весям Курской земли отрубленные головы и руки казненных.
Через некоторое время карательное войско удалилось за пределы Руси, слободы баскака были восстановлены, а Святослав вернулся в свои владения. Желая отомстить обидчикам, липецкий князь со своими дружинниками напал на братьев Ахмата, переезжавших из одной слободы в другую в сопровождении русских и татар. Напал Святослав и на слободу баскака. Он не считал себя виноватым, поскольку полагал, что Ахмат вел себя не как человек, но как зверь. Иначе оценивал ситуацию возвратившийся из Орды Олег. Он признал действия своего родственника Святослава разбойными и, опасаясь вместе с ним подвергнуться каре, сам поспешил к Телебуге оправдываться. Рыльский князь привел из Орды на Русь карательный отряд. Выполняя ханский приказ, убил своего родственника Святослава. Впоследствии же он сам вместе с двумя сыновьями был убит братом Святослава Александром, также опиравшимся на ордынскую поддержку.
Комментируя летописный рассказ об убийстве Олегом Святослава, русский историк XIX века Н. М. Карамзин отмечает: "Достойно замечания, что летописцы сего времени нимало не винят убийцы, осуждая безрассудность убитого: столь рабство изменяет понятия людей о чести и справедливости!.. Сии завоеватели требовали единственно повиновения и даров, оставляя нашим князьям право резать друг друга...".
Неудивительно, что Курск и другие северские города в середине XIV века не смогли оказать сопротивления литовским войскам. Впрочем вхождение в состав Гедиминовичей не влекло за собой угнетения, подобно описанному выше.
Только в конце XV столетия Курск отошел к Московскому государству. Он стал важным стратегическим пунктом у юго-западных границ, причем на протяжении XVI-XVII веков неоднократно подвергался нападениям со стороны Крымского ханства, Ногайской орды, Речи Посполитой. Не случайно в 1590 году в Курске была сооружена новая крепость.
Середина XVII века отмечена волной народных восстаний, вспыхивавших в различных районах страны. Одно из таких выступлений, отличавшееся значительным размахом, произошло в 1648 году в Курске.
В дальнейшем границы Российского государства расширились, и жизнь на Курской земле надолго вошла в мирное русло. Курск стал значительным торговым центром.
В XVIII-XIX веках главную известность Курску приносила особо чтимая на Руси Курская Коренная икона. Согласно преданию, этот чудотворный образ Богоматери "Знамение" был найден в конце XIII столетия в окрестностях Курска у корней дуба (отсюда его название). Впоследствии на месте обретения иконы была основана Курская Коренная пустынь, а в самом Курске построен Знаменский монастырь.
В дореволюционной России было принято ежегодно совершать крестный ход с чудотворным образом из городского Знаменского монастыря в Курскую Коренную пустынь. Рядом с находящейся за городом иноческой обителью возникла ярмарка, в дальнейшем переведенная в Курск.
Курск дал православной Руси не только Феодосия Печерского, но и другого великого подвижника - Серафима Саровского. Он родился в этом городе 19 июля 1759 года. В Курске прошли детские и отроческие годы Прохора Мошнина (так звали Серафима Саровского до принятия монашества). Во время крестного хода с Курской Коренной иконой он получил исцеление от тяжелой болезни.
С древним городом на Сейме связаны биографии и деятелей культуры - артиста Михаила Семёновича Щепкина, художника Александра Александровича Дейнеки.
На пртяжении XVIII века Курск входил в состав Киевской, а затем Белгородской губернии. В 1797 году он стал центром самостоятельной губернии.
Значительный толчок к развитию промышленности дало устройство железных дорог. Со второй половины XIX столетия Курск превратился в узловую станцию, связывающую различные районы страны - центральные и южные, восточные и западные. В городе создаются промышленные предприятия, развиваются кустарные промыслы.
В дореволюционный период в пределах Курска насчитывались 21 православный храм и 2 монастыря. Существовали также католический костел и протестантская кирха. В числе действовавших в этом городе учебных заведений были духовное училище и семинария.
В XX столетии на долю Курска вновь выпали бурные события. Во время гражданской войны за этот город вели борьбу деникинцы и красноармейцы. После поражения белого движения Курская Коренная икона была вывезена за рубеж.
В период Великой Отечественной войны, с 3 ноября 1941 по 8 февраля 1943 года, старинный город на Сейме был оккупирован войсками фашистской Германии и подвергся значительным разрушениям. Тогда пострадали и некоторые архитектурные памятники (например, собор Знаменского монастыря, который был восстановлен в конце 1940-х годов).
В истории Второй мировой войны Курская земля получила большую известность потому, что здесь летом 1943 года произошла одна из крупнейших битв.
Несмотря на древность города Курска, на его территории находятся здания довольно близкого к нам времени - XVII - начала XX века. В их числе - Архирейский дом, Верхняя и нижняя церкви Троицкого монастыря, Михайловский и Сергиево-Казанский храмы, губернская земская больница, здание Дворянского собрания, дом Хлопонина (создающий впечатление старинной постройки благодаря живописному крыльцу, завершенному теремком-башенкой). Интересен упоминавшийся выше Знаменский собор, увенчанный огромным куполом и украшенный коринфскими колоннами и полуколоннами. А на втором этаже построенного в стиле барокко Сергиево-Казанского собора сохранился богато украшенный иконостас.
В настоящее время Курск является значительным экономическим и культурным центром. Здесь действуют промышленные предприятия, высшие учебные заведения, театры, музеи. Окрестности города известны развитым сельским хозяйством и значительным месторождением железным руды.