© 2015 Великая Россия

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru

В Коломне родился известный писатель Иван Иванович Лажечников. Дом, в котором он провел детство и отрочество, сохранился, но, к сожалению, перестроен до неузнаваемости. Быт Коломны на рубеже XIX века запечатлен в произведениях писателя ("Немного лет назад", "Беленькие, серенькие, черненькие"), носящих отчасти автобиографический характер.

На территории Коломны и в ближайших ее окрестностях можно осмотреть четыре монастыря. В кремле, рядом с Успенским собором, находится Новоголутвин монастырь, основанный в конце XVIII столетия. Его основание связывается с упразднением коломенской епархии в 1799 году когда архиереи из Коломны переехали в Тулу, а на опустевшем архиерейском подворье было решено открыть монастырь, братию которого составили монахи Старо-Голутвина монастыря (о нем далее). За столетие своего существования обитель расцвела, на ее территории к началу XX столетия было два храма. В советское время монастырь был закрыт, но здания сохранились и в 1989 году здесь был возобновлен первый в Московской области женский монастырь.

Неподалеку от Новоголутвина монастыря здесь же, на территории кремля сохраняются постройки Брусенского Успенского монастыря, который был основан при царе Иване Грозном в 1552 году в память победы над Казанью. Памятником этой победы до сих пор является Покровская шатровая церковь XVI века - самое древнее здание обители. Остальные постройки и ограда монастыря - XVIII века и выстроены в стиле готики по проекту Матвея Казакова.

За пределами города в непосредственной близости от него находятся еще два монастыря. К югу - Староголутвин монастырь и с севера - Бобренев. Староголутвин монастырь, находящийся в нескольких километрах от Коломны, на устье реки Москвы при впадении ее в Оку, был основан в 1374 году преподобным Сергием Радонежским по просьбе князя Дмитрия Донского. Преподобный Сергий лично пришел на это место, указал его, заложил деревянный храм и оставил в новооснованной обители настоятелем своего ученика Григория. В память о преподобном Сергии в монастыре столетиями сохранялся его посох. Есть и другая версия - монастырь создается лишь в 1385 году как памятник победе на Куликово поле. Название монастыря связывают и с шайкой разбойников, которая жила в окрестных лесах и именовалась голытьбой, и с именем народа голядвы, жившего здесь в древности, и с голутвой - болотистым местом.

Григорий, обустраивая обитель, создал в ней каменный собор, в котором и был погребен после смерти. Монастырь стал форпостом на южной границе Коломны и неоднократно держал оборону против врагов, переправлявшихся здесь через Оку. В 1799 году монахов из монастыря перевели в центр города, где был основан Новоголутвин монастырь, но старая обитель не была закрыта и продолжала существовать. В советское время монастырь был закрыт и осквернен. На его территории были выстроены опоры высоковольтной линии. Возрождение монастыря, начавшееся только в 1994 году, шло с трудом - долгое время настоятель монастыря был единственным монахом обители. В наши дни на территории монастыря располагается также коломенская духовная семинария.

К сожалению, ни одного древнего здания в монастыре не сохранилось - весь архитектурный ансамбль был создан уже в XVIII столетии по проекту знаменитого Матвея Казакова.

Бобренев Богородицерождественский монастырь, который можно видеть прямо с соборной площади коломенского кремля за рекой Москвой, был создан, по преданию, воеводой Дмитрием Михайловичем Боброком-Волынским в ознаменование победы на Куликовом поле. Битва произошла в праздник Рождества Богородицы 8 сентября 1380 года и на следующий год в 1381 году у Коломны был основан монастырь Рождества Богородицы. В связи с этим до наших дней в стенах монастыря молятся "о упокоении вождей и воинов, на Куликовом поле брани убиенных". Документальных свидетельств о начале монастыря не сохранилось. Во время археологических раскопок в монастыре были обнаружены остатки храма XIV-XV веков. Возможно, в закладке этого храма принимал участие князь Димитрий Донской, выдавший за Дмитрия Боброка свою сестру Анну.

Уже в то время монастырь выполнял роль сторожевого пункта на окраине Коломны. В случае приближения опасности из монастыря подавали сигнал в кремль огнем или набатным звоном. Узнав о надвигающейся опасности, коломенцы успевали развести наплавной мост на Москве-реке и подготовиться к обороне. Существует предание о подземном ходе, проложенном из монастыря в Коломенский кремль и проходящем под Москвой-рекой. Уже в XV столетии в монастыре складывается библиотека.

В XVI веке развитие и обустройство монастыря продолжается - в середине столетия строится шатровая Входоиерусалимская церковь, не сохранившаяся до наших дней. Однако эпидемии, голод, нашествие поляков в начале XVII века не давали монастырю возможность серьезно развиваться - он продолжал оставаться небольшой обителью, в которой было чуть больше десяти человек братии. В середине XVII века знаменитый путешественник архидиакон Павел Алеппский описывал монастырь, как "...великолепный монастырь, весь выбеленный, с высокими куполами, во имя Рождества Богородицы". Большинство построек монастыря продолжали оставаться деревянными.

Подготовка к обширному каменному строительству начинается в первые годы XVIII века, однако его начала пришлось ждать еще очень долго - до середины столетия. За это время пришел в совершенную ветхость старый собор и сохранить его не удалось. В 1757 году начинается строительство нового кирпичного собора и к середине 69-х годов он был почти завершен. Довести дело до конца помешала монастырская реформа Екатерины II. Согласно реформе, монастырские земли забирали в казну, а монастыри разделяли на три класса и каждый монастырь получал жалованье от государства соответственно классу.

Если до реформы Бобренев монастырь был хорошо обеспечен (обители принадлежали свыше тысячи ста душ крестьян, около 500 десятин земли, и свыше 35 тысяч рублей), то после реформы он оказался за штатом и лишился своих владений и государственного содержания. Строительство нового собора остановилось. Однако благодаря вмешательству коломенских епископов в 1790 году начинается возрождение монастыря. Был завершен Рождественский собор, достроена колокольня, начали строить монастырскую ограду в стиле русской готики (возможно, по проекту знаменитого архитектора Матвея Казакова), жилые корпуса - архиерейский и келейный. В монастырских покоях разместилась художественная галерея, составленная из портретов коломенских епископов.

В середине XIX века на средства благотворителя Давида Ивановича Хлудова восстанавливается почти разрушившийся вход в Иерусалимский храм. Он же пожертвовал обители участок земли в Коломенском уезде. Были также отреставрированы ограда и келейные корпуса, увеличено число колоколов на монастырской звоннице. Всего же на Бобренев монастырь Давид Иванович Хлудов истратил огромную сумму - более 150 000 рублей.

В 1891 году Бобренев монастырь принимал в своих стенах Московского Генерал-губернатора великого князя Сергия Александровича и его супругу Елизавету Федоровну.

В 1917-18 годах монастырь подвергся разграблению и осквернению. Исчезла галерея портретов коломенских владык, при попытке защитить от ограбления святыню обители икону Феодоровской Богоматери гибнет один из церковнослужителей. В начале 1920-х годов монастырь закрыли, хотя некоторые монахи еще оставались на своих местах и совершалась служба в монастырских храмах. Окончательно обитель была закрыта в 1930 году и передана местному культотделу "для использования в культурно-просветительских целях".

Культурно-просветительские цели обернулись устройством в братском корпусе квартир для рабочих совхоза, в настоятельском корпусе - начальной школы, медпункта, квартир для рабочих. В главном соборе хранили минеральные удобрения, в храме Феодоровской иконы Богоматери устроили гараж. Алтарная стена была пробита и через нее в храм заезжали трактора. Еще сохраняющиеся монастырские книги и рукописи вышвырнули на улицу и в местном магазине в эти страницы заворачивали селедку. В 60-е годы монастырь просто превратился в свалку, куда со всех окрестностей свозили палый скот, битое стекло, мусор. Разрушение и обветшание храмов не могли не привести к трагедии - двое подростков отправились искать подземный ход в монастырском храме, ветхие своды обрушились и они погибли. Только в марте 1991 года Бобренев монастырь был открыт и в нем начались восстановительные работы.

В настоящее время в Коломне можно посетить краеведческий музей, расположенный в здании бывшей церкви напротив кремля, а также музей известного художника Константина Васильева на территории кремля. Успенский собор передан Русской Православной церкви и осмотреть его можно после богослужения. Можно также подняться на стены кремля, пройти в Маринкину башню и спуститься в ее подвалы.

Монастыри, стены, дома, храмы Коломны - замечательные страницы в книге русской истории. Неспешно листая их, можно видеть, как многообразны и неповторимы те дивные свойства русской души, которые создают и двигают нашу культуру и позволяют верить в то, что все честное и светлое из нашего настоящего найдет в прошлом Руси и России могучих союзников.