Посещая Суздальский кремль, с которого традиционно начинается осмотр города, следует обратить внимание, прежде всего, на его городские валы. Выше уже говорилось о том, при каких обстоятельствах они появляются. В XVIII веке вал был срезан и обращен в бульвар. Дорога ведет к кремлю сквозь проем в валах, на месте которого стояли рубленые Ильинские ворота (главная проездная башня крепости) и к ним примыкали шедшие по гребню вала деревянные стены. Справа, сразу же за валом, - Успенская церковь (1650 год) "на княжем дворе".
Центром кремля является Богородице-Рождественский собор, которому более восьмисот лет. Первый храм на этом месте, как уже говорилось, поставил князь Владимир Креститель в X веке. На рубеже XI-XII веков на месте старого и маленького собора Владимиром Мономахом был воздвигнут большой Успенский собор. Он был сложен из тонкого кирпича (плинфы) на извести с примесью кирпичной крошки и по своей величине был почти равен существующему зданию. Строителями собора были киевские мастера. К западу от собора располагался, очевидно, княжеский дворец.
К началу XIII века собор сильно обветшал "уча бе рушиться старостью и верх ея впал бе" и по распоряжению князя Георгия Всеволодовича был разобран, после чего в 1222-1225 годах на его месте был построен новый белокаменный собор "краснейшю первыя". Одним из инициаторов строительства стал известный владимирский епископ Симон, крупный духовный писатель и один из авторов Киево-Печерского патерика. Здание было сложено в основном из плит ноздреватого туфа, а из тесаного белого камня были выполнены архитектурные детали: полуколонки алтарных апсид, аркатурный пояс, резные порталы собора. Через полгода собор был "подписан и измощен мрамором красным разноличным". Венчали собор три главы. Главным фасадом собора был южный фасад, обращенный к городской площади. Западная сторона собора, возможно, была обращена к княжескому двору. Притвор собора был двухэтажным (верхний этаж сломан в конце XVII века). В его северной стене изнутри собора идет лестница в верхнее помещение, через которое можно было выйти на хоры. Заложенный проем входа сохранился в стене собора под кровлей притвора.
Одновременно с собором были изготовлены его уникальные "златые врата" - входные двери, сохранившиеся доныне на южном и западном порталах собора. Орнаменты и изображения врат выполнены в сложной технике золотой наводки по черному фону медных листов. Львиные маски, держащие в пасти массивные кольца, служили дверными ручками. По выражению Николая Николаевича Воронина, "врата были подобны гигантской золотой иконе, сиявшей в резном киоте портала". На западных вратах изображены события из Евангелия и из жизни Богоматери. Среди святых, помещенных на вратах, есть святой Митрофан - небесный покровитель заказчика врат суздальского епископа Митрофана (1227-1238), погибшего в 1238 году во владимирском Успенском соборе во время захвата города татарами. На южных вратах изображены святые - небесные покровители владимирских князей и "деяния ангелов". Изображения сопровождают надписи.
В 1445 году верх собора обрушился, и храм стоял в таком виде до 1528 года, пока, наконец, не было решено его восстановить. Вопреки обыкновению, мастера не стали разбирать старый храм до основания, а, сохранив его стены снизу до колончатого пояса, выстроили верхнюю часть собора заново из кирпича и поставили на кровле традиционные пять глав. В конце XVII века внутри собора были уничтожены древние хоры и растесаны щелевидные окна. В 1750 году были сделаны огромные луковичные главы и четырехскатная кровля. Постепенно храм оброс многочисленными пристройками, фасад собора были покрыт цементным раствором и покрашен в грязновато-красный цвет, и только в 50-60-е годы XX века собор был отреставрирован.
Внутри собор имел обширные хоры, площадь которых была столь велика, что собор изнутри казался двухэтажным. Историк Николай Николаевич Воронин высказывает предположение, что огромные хоры были рассчитаны не только на княжескую семью и ее приближенных, но и на именитых людей города. Хоров давно нет, но на северной грани юго-западного столба, на высоте трех метров сохранился карниз - след хоров, опиравшихся на эти столбы.
Под хорами располагалась усыпальница. В основании стен в соборе и в притворах были устроены и расписаны погребальные ниши-аркосолии для гробниц членов княжеского дома и епископов. Однако через десять с небольшим лет после окончания постройки на Суздаль обрушились монголы, и соборная усыпальница так и осталась в то время неиспользованной, и была использована только в XV-XVII веках. Здесь погребались князья Шуйские, Горбатовы, Скопины-Шуйские, Ногтевы, Вельские, - потомки суздальско-нижегородских князей. Кроме них в соборе погребены суздальские архиепископы и митрополиты.
Собор был расписан в 1233 году ростовскими или суздальскими мастерами епископа Кирилла. Фрагменты древних фресок были открыты в 1938 году в верхней части южной апсиды и других местах. После перестройки 1528-1530 годов он некоторое время оставался нерасписанным. 25 марта 1577 года во время страшного пожара собор сильно пострадал и был восстановлен епископом Варлаамом, но не прошло и 40 лет, как собор был разграблен и поврежден захватившими город поляками. Восстановление собора началось только в 30-е годы XVII века, когда он был отремонтирован и заново расписан и фрагменты этой росписи сохранились до настоящего времени - часть композиции на юго-западном подкупольном столбе, группа праведников из композиции "Страшного суда" на северной грани юго-западного столба и поясные изображения святых в больших медальонах на правой стороне алтарной апсиды.
В конце XVII века собор в последний раз серьезно ремонтировался По приказанию митрополита Иллариона были разрушены хоры, убраны скопившиеся под ними надгробные камни над могилами князей и епископов, сломан второй этаж притвора, расширены древние узкие окна, поставлен новый иконостас, существующий до настоящего времени. Одним из создателей иконостаса был "государев иконописец" Григорий Зиновьев.
Из других построек суздальского кремля обращает на себя внимание колокольня собора и комплекс архиерейских палат. Колокольня была выстроена в 1635 году одновременно с восстановлением собора архиепископом Серапионом. В нижнем ярусе колокольни помещалась церковь. В конце XVII века на колокольне были установлены часы (недавно восстановленные), которые отбивали каждую минуту. Рядом с собором еще в XVI веке стояли каменные Архиерейские палаты, которые, очевидно, были выстроены еще в XV веке. Ныне существующий комплекс многократно перестраивался и расширялся вплоть до XVIII века. Древнейшей частью палат является угловая юго-восточная часть - епископские палаты, созданные в конце XV века. Напротив западного портала собора в XVI веке стояла церковь Иоанна Богослова. В 1559 году к западу от палат была построена домовая церковь епископа с трапезной палатой.
В конце XVII века старые здания епископского двора вошли в состав новых, более обширных Архиерейских палат, построенных суздальским митрополитом Илларионом. Главный вход в палаты был сделан напротив западного портала собора. Центральным помещением палат стала Крестовая палата на втором этаже, за которой располагался ряд служебных комнат. Нижний этаж занимали разнообразные службы, складские и хозяйственные помещения. В XVIII веке трапезная епископская церковь была объединена с основным корпусом палат. Палаты были связаны с колокольней на уровне второго этажа галереей на кирпичных столбах.
Неподалеку от палат сейчас располагается деревянная церковь Николы 1766 года, перевезенная сюда в 1960 году из села Глотова Юрьевского района. Очевидно, подобных деревянных храмов на территории кремля в свое время было немало. Через разрыв кремлевского вала, где стояли Димитриевские ворота, можно выйти на берег реки Каменки, за которой несколько слева можно видеть деревянные храмы - музей деревянного зодчества и внизу, на берегу реки, на высоких столбах - деревянные здания бань, традиционно строившихся на берегах рек.