Пройдя по берегу реки Каменки, можно подняться к стенам самого крупного в Суздале Спасо-Евфимиева монастыря. Монастырь был основан по инициативе суздальско-нижегородского князя Бориса Константиновича в 1352 году. Князь поручил монастырь заботам преподобного Евфимия, сподвижника преподобного Сергия Радонежского. Преподобный Евфимий стал первым игуменом монастыря и управлял обителью 51 год. В 1404 году преподобный Евфимий скончался, оставив потомкам мощную, хорошо укрепленную обитель, в которой, возможно, был уже в то время каменный храм.
В 1445 году неподалеку от Суздаля на реке Нерли произошла битва великого князя Василия II с татарами. Войско Василия II потерпело поражение, а сам великий князь, тяжело израненный, попал в плен. Дети Улу Мухаммеда царевичи Мамутек и Якуб два дня отдыхали в Спасском монастыре, "зло посмеявшись" над плененным князем. Сняв с него золотые кресты, татары в знак своего торжества отправили их в Москву матери и супруге Василия II.
В 1507 году были открыты мощи основателя монастыря преподобного Евфимия, вскоре причисленного к лику святых. Тогда же, в первой половине XVI века в обители началось обширное каменное строительство. В начале XVII века монастырь не обошли события Смутного времени. Настоятель монастыря, архимандрит Левкий, принял в обитель способного человека, хорошего рисовальщика и автора нескольких канонов святым. Ровно год прожил этот человек в обители, затем внезапно исчез и через короткое время появился уже в Москве под именем Григория Отрепьева. Через несколько лет захватившие Суздаль польско-литовские войска жестоко разорили монастырь, вынудив бежать архимандрита Герасима, сторонника Василия Шуйского.
Восстановление монастыря началось только после окончания Смуты и происходило достаточно быстро - появляются новые каменные здания, в 1660 году были сооружены новые деревянные стены, замененные в 70-80-х годах этого же столетия существующими до нашего времени каменными стенами с двадцатью башнями. Стены протянулись на 1200 м, и были приспособлены для ведения боевых действий - они имели многочисленные бойницы, машикули (бойницы навесного боя). Характер стен и башен менялся в зависимости от рельефа местности - на крутых склонах речного берега, где было труднее штурмовать, стены были сделаны ниже, а башни приземистее; напротив, с южной, "приступной" стороны стены и башни значительно выше. Однако эти стены никто и никогда не осаждал. В XVIII веке в историю монастыря была вписана еще одна страница - в его стенах разместилась тюрьма для "безумствующих колодников", прекратившая свое существование только в 1905-1907 годах.
В 1918 году монастырь был закрыт и разграблен и в 1923 году в его стенах расположилась суздальская тюрьма особого назначения (СТОН). Храмы были приспособлены для нужд тюрьмы, монастырское кладбище снесено. В этой тюрьме были заключены выдающийся ученый-экономист Николай Дмитриевич Кондратьев, известный экономист Леонид Наумович Юровский и другие. С 1940 года на территории монастыря размещались интернированные чехи, а после разгрома под Сталинградом сюда был доставлен весь захваченный в плен штаб шестой армии во главе с Паулюсом. В послевоенные годы в монастыре разместилась детская колония, и лишь в конце 60-х годов на территории монастыря был открыт музей.
Через главные, святые ворота монастыря, прорезанные в двадцатидвухметровой башне, можно попасть в огражденный с двух сторон внутренними стенами дворик, замкнутый еще одними воротами, над которыми помещается Благовещенская церковь. В этом дворике некогда монашествующие могли встретиться с родными и близкими.
За вторыми воротами можно видеть практически весь архитектурный ансамбль монастыря. В центре находится Преображенский собор, ближе - звонница, слева - трапезная Успенская церковь, справа - длинный келейный корпус, за которыми шли обширные хозяйственные участки монастыря.
Одним из древнейших и интереснейших памятников монастыря является здание звонницы. Ее древнейшей частью является восьмигранный столп часовой башни, служившей ранее колокольней и построенный в первой половине XVI века. Позднее к столпу была пристроена звонница с трехпролетной аркадой, в которой размещаются колокола. Первый, ближайший к столпу пролет был пристроен в 1599 году, второй и третий - в 1691 году. На стыке столпа и аркады стоит палатка-часозвоня с шатром, на стене которой можно видеть круг с отростком, где когда-то помещались часы. Почти напротив звонницы стоит здание Успенской трапезной церкви, построенной около 1525 года.
В настоящее время звонница Спасо-Евфимиева монастыря является одной из немногих действующих звонниц России. В начале 80-х годов XX столетия было принято решение возродить колокольные звоны в Суздале. На звонницу были подняты колокола, и сейчас каждый посетитель музея каждый час может слышать настоящий колокольный звон.
Главным храмом обители, как уже говорилось, является пятиглавый Спасо-Преображенский собор XVI века, расписанный снаружи в XVII веке. Начало собору положил, очевидно, маленький храм над могилой преподобного Евфимия, сооруженный в 1507-1511 годах и являющийся сейчас приделом собора, пристроенного к этому храму в середине XVI века. Придел был переименован в Евфимиевский. В XIX столетии собор был окружен папертью с трех сторон. После постройки долгое время собор оставался нерасписанным - на белых стенах были развешаны только многочисленные иконы в драгоценных окладах и шитые шелками пелены. Собор был расписан в 1689 году артелью живописцев под руководством знаменитых мастеров Гурия Никитина и Силы Савина, однако сейчас старая роспись видна фрагментами - в 1865 и 1877 годах собор был ярко "поновлен" и остается в таком состоянии до сих пор. Роспись стен храма и столбов идет четырьмя сравнительно узкими поясами. В нижнем представлены деяния апостолов, в трех верхних - события из жизни Иисуса Христа. В нижних ярусах росписи столбов, на гранях, обращенных к алтарю, помещены изображения основателей царской династии Романовых - царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича.
К востоку от собора, против его алтаря, в 1642 году был погребен выдающийся полководец князь Дмитрий Михайлович Пожарский, которому принадлежит честь освобождения Москвы от поляков в начале XVII века. Владимирец по происхождению, он оставался верен своей родине до самой смерти. Еще в XVI веке предки князя часто оказывали помощь монастырю "ради наследия вечных благ и в вечный поминок". Князь Дмитрий Михайлович Пожарский скончался в 1642 году и был погребен в Спасо-Евфимиевом монастыре, однако точное место его погребения было утрачено и обнаружено графом Уваровым лишь в середине XIX столетия, после чего над могилой князя была поставлена часовня. В советское время (в 1932 году) она была снесена (мрамор пошел на стройку "Дома советов" в Москве) и над могилой князя было установлено новое надгробие.
С юга, наискосок от Спасо-Евфимиева монастыря, через улицу сохранился замечательный дом XVII века, дающий возможность ознакомиться с бытом суздальцев XVII столетия. Кому принадлежал этот дом, точно неизвестно - возможно, знаменитому суздальскому священнику, староверу Никите Пустосвяту. Дом построен из кирпича и состоит как бы из двух "клетей" разной высоты, перекрытых двускатными кровлями.