© 2015 Великая Россия

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru

В XIV веке происходит стремительное возвышение Москвы и скоро Суздалю приходится бороться за независимость. Последняя попытка отстоять свою самостоятельность была совершена суздальцами во второй половине XIV века. В это время усилилось Суздальско-Нижегородское княжество, столицей которого был богатый волжский город Нижний Новгород. Суздаль продолжает развиваться - в середине XIV века при князьях Борисе и Андрее Константиновичах основываются новые монастыри - Покровский на правом берегу Каменки и Спасо-Евфимиев на противоположном левом берегу. В это же время Суздаль становится центром Суздальской епископии. В городе ведется летописание - в 1377 году по заказу суздальского и нижегородского епископа Дионисия был составлен монахом Лаврентием знаменитый Лаврентьевский летописный свод. В Суздаль во множестве везут царьградские иконы, активно развивается собственная школа иконописи.

В 1392 году самостоятельность Суздальско-Нижегородского княжества была утрачена навсегда - по выражению летописца, московские князья "взяли наконец свою волю над суздальскими князьями" и жизнь города начала постепенно замирать.

Ветшали и рушились храмы и стены - рухнувший в 1445 году древний собор более восьмидесяти лет простоял в развалинах. Лежавший в стороне от больших торговых путей город словно застыл в своем развитии - в нем не появлялось больших производств, почти не росло население - увеличивалось лишь количество храмов. Так, в кремле в XV-XVI веках было семь деревянных церквей (помимо каменного собора), на посаде, в черте вала, было еще четырнадцать деревянных церквей, несколько десятков храмов стояло за пределами посада. Кроме того, вокруг города насчитывалось около десяти монастырей, в которых было около тридцати храмов. И это притом, что в городе в 1573 году было всего четыреста четырнадцать дворов! "Такого поразительного соотношения не знал, кажется, ни один древнерусский город", - отмечал историк Николай Николаевич Воронин.

В 1565 году Суздаль, как и ряд других городов, был взят Иваном Грозным в опричнину.

Город тяжело пережил польско-литовское вторжение в 1608-1610 годах, от которого не мог оправиться долгие годы. Невзирая на то, что суздальцы присягнули второму самозванцу, Лжедмитрию II, захватчики разграбили и разорили Суздаль так, что на его посаде уцелело всего 78 дворов. "Людей в них тож 19 дворов, люди коих ходят по миру, 60 мест дворов пустых, люди коих также скитаются по миру или разбрелись по городам и селам безвестно. 251 мест дворовых пустых, люди побиты от литовцев и померли", - говорится в описи, сделанной по приказу князя Дмитрия Пожарского.

Несчастье следовало за несчастьем. В 1634 году на Суздаль совершили налет крымские татары, в 1644 пожар испепелил значительную часть посада, в 1654-1655 годах моровая язва, посетившая город, унесла в могилу 1177 человек из населения в 2467 человек. Неудивительно, что при всех этих бедствиях город почти не рос: за XVII столетие, по сравнению с XVI веком, в нем прибавилось около сотни дворов. Тем удивительнее факт, что уже с тридцатых годов XVII века в городе возрождается и активно ведется строительство храмов - новые церкви возникают в кремле, монастырях, на посаде. Около собора в кремле возникают колокольня и архиерейские палаты. В 1645 году присланный из Москвы горододелец Никифор Беклемишев сооружает новые стены и башни кремля.

В 1708 году после нового административного деления России Суздаль стал уездным городом, но в его тихой жизни мало что изменилось - кроме пожаров и эпидемий ничто не будоражило жизнь небольшого городка и только продолжающееся строительство церквей все время добавляло к облику города новые, своеобразные черты. В XVIII столетии было возведено около 30 приходских храмов, которые и завершили архитектурный ансамбль Суздаля.

В 1719 году очередной пожар уничтожил множество деревянных построек, сгорели городские укрепления, пострадали и каменные здания. После этого пожара рубленые стены городских укреплений более не возобновлялись. Однако ценность и значимость истории города сознавалась - местный историк, ключарь Рождественского собора Ананий Федоров в середине XVIII века составил знаменитое "Историческое собрание о граде Суждале", дополнявшееся затем местными любителями истории и ставшее одним из важнейших источников об истории города. В 1788 году был утвержден новый план застройки города, который незначительно изменил прежнюю планировку, но включил в его состав посад, а также монастыри. В 1796 году, когда была образована Владимирская губерния, Суздаль стал ее уездным городом. Его герб изображал белого орла на синем и красном фоне. Вскоре Суздальская епархия была переведена во Владимир, и Суздаль утратил значение религиозного центра.

В XIX веке железная дорога, проложенная из Москвы в Нижний Новгород, обошла город стороной, и развитие Суздаля почти остановилось. Уменьшилось и его торговое значение, закрылся ряд полукустарных предприятий, сократилось число жителей. XIX век остался в архитектурной истории Суздаля большими торговыми рядами (1806-1811) и классической колокольней Ризоположенского монастыря (1813-1819), поставленной в память разгрома армии Наполеона, не считая некоторых гражданских построек. Большинство жителей промышляло садоводством и огородничеством и поэтому старожилы и историки постоянно отмечали странную заброшенность и безвременье древнего города. "Город церквей, колоколен и башен, темных народных преданий и надгробных памятников", - так писал о Суздале один из владимирских краеведов прошлого века. Даже и в наши дни человек, попадающий в Суздаль, сохранивший свою уединенность и удивительную самобытность, не может избавиться от ощущения, что время в этом городе остановилось.

Суздаль принято называть городом-музеем и это не громкая банальная фраза. Даже если не посещать музейных экспозиций, можно просто бесконечно ходить по городу, любуясь окружающими видами и панорамами. Однако на некоторые музеи необходимо обратить внимание - это исторический музей в архиерейских палатах. В летнее время открыт для посетителей Преображенский собор. Перейдя через реку Каменку, можно попасть в интересный музей деревянного зодчества. Заслуживают внимания музейные экспозиции в Спасо-Евфимиевом монастыре (здесь же каждый час можно услышать колокольный звон) и в доме боярина XVII века.

Уже уезжая из Суздаля, начинаешь скучать по уютной гармонии города, особому ритму жизни, прихотливому кружеву домов и улиц, в которое вплетены купола с тонкими шейками, кресты, высокие крыльца и нарядные колокольни с вогнутыми шатрами. Город-загадка, город-история, Суздаль является символом большой и непонятной страны, совмещающей тончайшую, вызывающую слезы красоту с вопиющим безысходным безобразием. Страну крови и слез, из которых рождаются восхитительные предания и легенды, страну внешней тоски и несвободы - и удивительного полета духа и внутренней радости, страну, в постоянной жестокости и обмане веками ждущую небесной вечной любви и подлинной правды.