© 2015 Великая Россия

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru

Успенский собор во Владимире был главным кафедральным храмом Северо-Восточной Руси. Он был построен в 1158-1160 годах. по заказу князя Андрея Боголюбского, после перенесения столицы княжества из Суздаля во Владимир. Собор строили приглашенные князем Андреем мастера из Южной Германии и Северной Италии, которых ему прислал император Фридрих Барбаросса. Собор был построен из белого тесаного камня. Возможно, с севера, юга и запада к нему примыкали небольшие притворы, а у углов западного фасада располагались круглые башни. Фасады были покрыты белокаменной резьбой, посередине проходил аркатурно-колончатый пояс, украшенный львиными масками и женскими головами.

В 1185-1189 годах после страшного пожара, в котором очень пострадал Успенский храм, Всеволод Большое гнездо решил не сносить поврежденный храм. Были разобраны притворы и башни и заменены широкими галереями, для выхода на которые в стенах собора были прорублены широкие арки. В результате наружные стены собора Андрея Боголюбского оказались внутри здания. Собор получил четыре малые главы и стал пятиглавым - единственным пятиглавым храмом Владимиро-Суздальской земли. В 1161 и 1189 годах собор был расписан и фрагменты этой росписи сохранились. Это изображения пророков на наружной стене здания, построенного Андреем Боголюбским, крупные цветы-крины в северной галерее и святые Артемий и Авраамий в арке под хорами, несколько фрагментов сохранились в алтаре за иконостасом. В начале XV века собор расписывал Андрей Рублев, на творчестве которого нельзя не остановиться.

Иконы и фрески преподобного Андрея Рублева стали вершиной, выше которой никогда не поднималась русская иконопись. Место и год его рождения, его мирское имя неизвестны, также, как и место, где он принял монашеский постриг, где учился иконописи (есть мнение, что он постригся в Троице-Сергиевом монастыре, а учился иконописи в Высоцком монастыре города Серпухова). Из Троице-Сергиева монастыря Андрей Рублев перешёл в тогда еще пригородный подмосковный Спасо-Андроников монастырь, где и был погребен после смерти (умер около 1430 года). В 1405 году Андрей Рублев вместе со старцем Прохором из Городца и Феофаном Греком расписывал Благовещенский собор Московского Кремля и создавал для собора иконостас.

В 1408 году, по приказанию московского великого князя Василия Дмитриевича, Андрей Рублев совместно с Даниилом Чёрным отправился расписывать Успенский собор во Владимире, пострадавший после недавнего набега татар (эти фрески сохранились наиболее полно). Для Владимирского Успенского собора Андрей Рублев написал также список с иконы Владимирской Богоматери.

В 1424-1426 годах троицкий игумен Никон пригласил Андрея Рублева и Даниила Черного для росписи Троицкого собора в Троице-Сергиевом монастыре. Именно к этому времени относится и самая знаменитая из икон Андрея Рублёва - "Троица", написанная "в похвалу преподобному Сергию", "дабы взиранием на Святую Троицу побеждался страх ненавистной розни мира сего".

Михаил Владимирович Алпатов справедливо отмечал, что "Троица создана не для того, чтобы ее разглядывали и изучали. В древнем тексте кратко, но выразительно сказано: "дабы взирая на нее". Действительно, существует она прежде всего ради того, чтобы люди на нее взирали. И она говорит им и о том, что в ней изображено и что выражено, и утверждает собой художественное созерцание как источник радостного ощущения цельности, порядка, гармонии, каким одаряют человека совершеннейшие произведения искусства". Однако только ли сочетание неповторимого внутреннего духовного содержания и совершенства формы сделало икону "Троица" высшим творением Андрея Рублева? Безусловно, нет.

реодоление ненавистного разделения мира, преображение вселенной во храм, - писал Евгений Николаевич Трубецкой, - в котором вся тварь объединяется так, как объединены во едином Божеском Существе три лица Святой Троицы, - такова та основная тема, которой в древнерусской религиозной живописи все подчиняется". И именно в этой одной иконе "Троица" Рублеву удалось настолько убедительно передать весь глубочайший смысл древнерусской иконописи и вместе с этим - смысл существования человека, что Павел Александрович Флоренский считал эту икону одним из самых ярких доказательств существования Бога. "Если существует Рублевская "Троица", значит существует Бог", - писал он.

Иконопись Андрея Рублева убедительнее всяких слов доказывает исключительную духовную высоту этого человека, его способность постигать духовные истины и делать других людей соучастниками радости постижения этих истин. Несколько лет тому назад Андрей Рублев был причислен к лику святых. Однако иконопись Андрея Рублева уже при его жизни сознавалась, как исключительное, уникальное явление духовной жизни, как выдающаяся проповедь в цветах и красках, как максимальное приближение иконописца к пониманию Бога, его святых и священных событий. Николай Николаевич Пунин очень точно назвал Рублева "одинокой звездой на небосклоне Древней Руси".

Творчество преподобного Андрея стало предметом легенд и страстных споров, с его именем безоговорочно на протяжении столетий соединялось всё лучшее, что было в древнерусской живописи. Его иконы и фрески производили глубокое впечатление на современников и не случайно судьба его икон, их потеря или обретение отражались в летописях. Стоглавый собор 1551 года сделал Андрея Рублева образцом для всех иконописцев: "Писать живописцем иконы с древних образов, как греческие живописцы писали и как писал Андрей Рублев и прочие пресловущие живописцы". Не случайно исследователи русского искусства XIX и XX веков рассматривали творчество Рублева, как один из самых ярких признаков предвозрождения на Руси.