© 2015 Великая Россия

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru

После смерти Андрея Боголюбского в результате междоусобицы на престоле оказался его младший брат - Всеволод Юрьевич, окончательно закрепивший за Владимиром на Клязьме статус главной княжеской столицы. Правление Всеволода Большое Гнездо (1176-1212) было периодом наивысшего политического могущества Владимиро-Суздальского княжества. Он казнил убийц своего предшественника, под его контролем находился Новгород Великий, в постоянной зависимости от владимирского князя оказалась Муромо-Рязанская земля.

Всеволод Большое Гнездо заметно влиял на положение дел в южных русских землях и в конце XII - начале XIII веков был самым сильным русским князем. Самый замечательный памятник, оставленный Всеволодом Большое Гнездо во Владимире - Димитриевский собор. Проектировал собор новый зодчий, а строила новая артель: князь, как сообщает летопись, "не ища мастеров от немец, но назеле мастеры от клеврет святое Богородицы и от своих".

Точной даты начала постройки Димитриевского собора исследователи не знают, но он был воздвигнут между 1194 и 1197 годами и назван в честь небесного покровителя строителя - князя Всеволода Большое Гнездо: "Постави церковь камену на своем дворе святаго Дмитрия, в свое имя". Первоначально собор был окружен с трех сторон закрытыми галереями, достигавшими колончатого пояса. По сторонам западного фасада были симметрично поставлены лестничные башни с шатровыми золочеными покрытиями. К северу и югу от собора шли переходы, связывавшие его с дворцовыми зданиями. Димитрий Донской, чтя память своего знаменитого предка, заботился о соборе, отсюда же он взял знаменитую икону "Богоматерь Донская". Собор страдал не только от набегов врагов, пожаров, но и от людского невежества. Так, в результате "реставрации" 1837-1839 годов, когда по распоряжению Николая I собору был придан "первобытный вид", он лишился своих уникальных частей - лестничных башен и галерей.

Собор знаменит своей уникальной белокаменной резьбой фасадов, которая сильно пострадала за несколько веков. Некоторые рельефы были сделаны заново. Над окнами фасадов помещены фигуры библейского царя-псалмопевца и пророка Давида в райском саду, а вокруг нее и ниже расположены рельефы птиц и зверей, внимающих его пению. Также можно увидеть несколько сцен борьбы зверей и грифонов, охоты и пр. Между колонок аркатурного пояса размещена целая галерея изображений святых, среди которых апостолы и небесные покровители княжеской династии - святые Георгий Каппадокийский, Димитрий Солунский, Феодор Стратилат, Феодор Тирон, первые русские святые - князья Борис и Глеб.

Очень интересны две композиции - на южном фасаде сцена "Вознесения Александра Македонского" из популярной средневековой повести "Александрии", где Александр сидит в корзине, к которой привязаны крылатые чудища-грифоны, и держит в поднятых руках маленьких львят - приманку, к которой тянутся грифоны и влекут царя кверху. И на северном - портрет самого князя Всеволода III, сидящего на троне с сыном Димитрием на коленях в окружении поклоняющихся отцу остальных сыновей. Внутри собора сохранились хоры, где на боковых стенах видны заложенные арочные проемы древних входов на хоры. Под сводами хор сохранились остатки фресковой росписи XII века - изображения сидящих апостолов, фигуры ангелов из композиции "Страшный Суд" на центральном своде, "Шествие в рай" и "Лоно Авраамово" на южном своде.