© 2015 Великая Россия

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru

В 1668 году весь город насчитывал всего 990 человек населения и четыреста домов. Однако строительство храмов продолжается - купцы и жители ремесленных слобод воздвигают в XVII столетии несколько храмов, которые до сих пор формируют архитектурный ансамбль города. Так, на посаде появляется Богородицкая церковь, около церкви Спаса, на древнем княжеском дворе, строится церковь Николы и колокольня. В XVIII веке на месте древних деревянных храмов появляются каменные церкви Николы в Галеях у подножия Козлова вала и церковь Вознесения.

Однако XVIII век стал для Владимира временем больших утрат: была снесена древняя деревянная крепость и значительная часть валов, были разобраны белокаменные храмы Спаса и Георгия, был перестроен верх Золотых ворот. В 1796 Владимир становится губернским городом и начинается его перепланировка, в ходе которой между Дмитриевским и Успенским соборами появилось огромное здание Присутственных мест (1785), разрушившее древнюю гармонию исторического центра города.

В начале XIX века (в 1810 году) рядом с древним Успенским собором поднялась новая соборная колокольня, сооруженная вместо разбитой молнией шатровой и своим гигантским объемом исказившая вид на собор от главной улицы. Золотые ворота вновь подверглись переделке - они получили круглые угловые башни. Однако их ожидала гораздо более худшая участь - городской голова купец Никитин предложил проект превращения Золотых ворот в водонапорную башню. К счастью, этого сделано не было, но водонапорная башня поднялась неподалеку у Козлова вала. В 1861 году Московско-Нижегородская железная дорога прошла через Владимир, обезобразив изумительную панораму заклязьминских далей, открывающуюся от Успенского собора.

Во Владимирской епархии некогда было сорок монастырей. Один из них - Богородице-Рождественский монастырь во Владимире был основан в 1191 году великим князем Всеволодом: "тогож лета заложи великий князь Всеволод церковь каменну во граде Володимери Рожество святой Богородицы августа в 22 день при епископе Иоанне." Сам великий князь со своим двором и боярами присутствовал при заложении этой церкви. Монастырь стал быстро богатеть и развиваться и вплоть до XVI века считался главным русским монастырем, уступив потом эту честь Троице-Сергиевой лавре. Здесь со второй половины XIII до начала XIV века находилась резиденция всероссийских митрополитов, перенесших свою кафедру из Киева во Владимир. В 1263 году, 23 ноября, в церкви Рождественского монастыря был погребен великий князь Александр Ярославич Невский, возвращавшийся из Орды и скончавшийся 14 ноября в Городце.

В 1237 году монастырь был разграблен и опустошен татарами, а архимандрит Пахомий и вся братия монастыря были перебиты. На следующий год князь Ярослав Всеволодович приказал перенести из Ростова тело своего брата Георгия, убитого Батыем, и похоронить в стенах монастыря. Этот же князь помог начаться восстановлению монастыря. В это тяжелое время монастырь становится одним из русских культурных центров - в XIII столетии в монастыре жил епископ Симон, автор знаменитого "Киево-Печерского патерика", здесь же, в стенах обители, написаны в XIII-XIV веках Троицкая, Лаврентьевская и Воскресенская летописи.

В 1723 году указом императора Петра I были перенесены в Санкт-Петербург мощи святого князя Александра Невского и в обители осталась только каменная гробница святого.

В 30-е годы XX столетия монастырь был выселен и на несколько десятков лет стал резиденцией местных органов госбезопасности. На его территории проводились массовые расстрелы и захоронения. Тогда же был снесен Богородице-Рождественский собор и колокольня. Только в начале 1990-х годов здесь был возрожден монастырь.

Еще один монастырь, который действует в наши дни во Владимире - это Свято-Успенский Княгинин женский монастырь. Начало ему положила великая княгиня Мария Шварновна, супруга великого князя Владимирского Всеволода Большое гнездо. Точной даты основания монастыря не известно. В летописи указывается лишь дата основания главного монастырского храма: "В лето 6708 (1200) месяца иулия в 15 на память святых Кирика и Иулиты заложил благоверный князь Великий Всеволод Гюргевич церковь камену во имя святое Богородицы Успение в монастыри княгине, при блаженном епископе Иоанне". Собор был первым зданием, выстроенным целиком из кирпича и своей роскошью мог соперничать с московскими храмами. За столетия своего существования собор неоднократно перестраивался и обновлялся и к началу XX века почти полностью утратил первоначальный вид, который был ему возвращен лишь в ходе реставрации, проведенной в 50-б0-е годы XX столетия (тогда же была восстановлена роспись храма).

О великой княгине Марии известно мало, но даже того, что мы знаем, достаточно для того, чтобы понять, что эта женщина была высоких духовных качеств. Она неустанно помогала своему мужу и вырастила 12 детей. Начавшаяся за много лет до смерти тяжелая и изнурительная болезнь показала удивительную способность княгини выносить страдания: "благодарно терпя, часто молясь, поминала праведного Иова и более всего держала в памяти страдания Господни". В болезни она решила принять монашество и озаботилась приобретением участка земли для будущего монастыря. Местом для обители она избрала северо-западный угол земляного вала над рекой Лыбедью. 2 марта 1206 года великая княгиня переселилась в свой монастырь, приняла монашеский постриг и уже 19 марта 1206 года скончалась и была погребена на северной паперти Успенского Собора монастыря - позднее там возник Благовещенский придел.

В результате татарских набегов в XIII-XIV веках монастырь сильно пострадал, и монашеская жизнь в нем настолько замерла, что он исчез со страниц летописей до начала XVI века. С возрождением монастыря в XVI веке он стал называться "новодевичьим", или просто "новым", утратив прежнее наименование "Княгинина". В нем возникали новые постройки, прежние деревянные здания заменялись на каменные. Монастырю царскими грамотами жаловались земельные угодья, определялось содержание, различные льготы, делались пожертвования. В начале XVII века некоторое время в монастыре находилась вторая жена сына Ивана Грозного царица Пелагия Михайловна. С 1606 года в монастыре жила дочь царя Бориса Годунова Ксения, в монашестве Ольга.

Однако возрождение монастыря чуть не было прервано в годы Смуты начала XVII века, когда обитель была разорена. По окончании Смутного времени заботу о восстановлении монастыря взял на себя патриарх Московский Иосиф (1642-52). На его средства был в 1649 году знаменитым московским мастером Марком Матвеевым "со товарищи" расписан Успенский собор, создан в нем новый иконостас, построена колокольня.

В начале XVIII века после начала церковных реформ Петра положение монастыря меняется к худшему, в 1762 году при Екатерине монастырь лишился всех своих угодий и получил содержание. В середине XIX века страшный пожар уничтожил все постройки монастыря, кроме храмов. Однако средств на восстановление почти не было, и реставрация обители затянулась на много лет. Однако, невзирая на все трудности, монастырь находил силы и возможности для благотворительной деятельности. В 80-е годы XIX века при монастыре была открыта церковно-приходская школа для бедных девочек, где воспитанницы обучались грамоте, Закону Божию, пению и рукоделию. В годы Первой Мировой войны в стенах обители открылась больница для раненых.

С 1923 года монастырь закрыт и подвергся сильным разрушениям. Была снесена почти вся монастырская стена, разрушена колокольня, разорено кладбище, на месте которого появилась детская площадка. В кельях монастыря разместились жилые квартиры, в Казанской церкви - архив. В Успенском соборе было организовано зернохранилище, в результате чего на уровне полутора метров безнадежно погибла древняя роспись храма. В 1945 году в нем разместилась Владимирская специализированная производственная мастерская, занимавшаяся реставрацией памятников, а в 1983 году был открыт музей атеизма (с 1990 года - "Православие и русская культура"). В 1992 году монастырь был возвращен Церкви и в него была передана великая святыня Владимирской земли - икона XII века "Богоматерь Боголюбская". Помимо этой иконы, из святынь в монастыре находится частица мощей мученика и чудотворца Авраамия Болгарского.

Во Владимире есть ряд музеев, которые могут заинтересовать приезжающего в город человека. Неподалеку от Димитриевского собора находится Исторический музей, в здании Присутственных мест между Успенским и Дмитриевским соборами проходят художественные и исторические выставки. Как музей между богослужениями работает и Успенский собор. Интересен музей на Золотых воротах города и, в особенности, в старой водонапорной башне неподалеку от Золотых ворот. В этом музее можно не только ознакомиться с бытом старого Владимира, но и подняться на смотровую площадку на последнем этаже и окинуть взглядом замечательную панораму древнего города.