Троице-Сергиевский Варницкий монастырь - находится в нескольких километрах от города. Он был основан в 1427 году на северо-западной окраине Ростова ростовским архиепископом Ефремом на месте, где находился дом, в котором родился и вырос преподобный Сергий Радонежский. Название "Варницы" связано с тем, что прежде здесь находились соляные варницы.
Появление монастыря на родине преподобного Сергия свидетельствует о том, что он еще при жизни был широко известен по всей Руси. Именно поэтому память о месте его рождения хранилась в памяти местных жителей и это место почиталось.
Преподобный Сергий Радонежский сыграл исключительную роль в духовной жизни Руси и имел огромное влияние на все направления духовной жизни своего времени и последующих столетий. Его жизнеописание было написано преподобным Епифанием Премудрым, его учеником, и стало одним из интереснейших литературных памятников русского средневековья. Епифаний в юности жил в Ростове, принял монашество в ростовском монастыре Григория Богослова и поэтому хорошо знал обстоятельства рождения и первых лет жизни преподобного Сергия.
Преподобный Сергий родился 3 мая 1314 года и был сыном богатого ростовского боярина Кирилла и его супруги Марии и получил имя Варфоломей (Сергий - его монашеское имя). В семье, кроме Варфоломея, было еще двое детей - старший Стефан и младший Петр. Еще до рождения преподобного Сергия различные чудеса свидетельствовали о том, что у Марии будет ребенок, отмеченный особой благодатью от Бога. На сороковой день младенца крестил священник Михаил.
В семь лет Варфоломея отдали учиться грамоте вместе с его братьями. Братья быстро осваивали учение, но Варфоломею учеба не давалась, несмотря на его усердие и даже слезы. Но однажды Варфоломей был послан отцом искать заблудившихся лошадей и на поле он увидел молящегося под дубом старца в монашеских одеждах (еще в XIX столетии в окрестностях монастыря старожилы указывали этот дуб). Старец заметил Варфоломея, подозвал его к себе, благословил и спросил его, что он ищет. Варфоломей ответил: "Душа моя желает более всего знать грамоту, для чего я отдан учиться. Ныне скорбит душа моя, так как учусь я грамоте, но не могу ее одолеть. Ты же, святый отче, помолись за меня Богу, чтобы смог я научиться грамоте". Помолившись, старец подал ему кусочек просфоры и сказал съесть ее во "знамение благодати Божией и понимания Святого Писания". Варфоломей пригласил старца зайти к ним домой.
Старец согласился, был радушно принят родителями Варфоломея и перед трапезой велел Варфоломею читать псалом. Варфоломей отказался, сказав: "Я не умею этого, отче". Старец настаивал и тогда Варфоломей, открыв книгу, начал хорошо читать псалмы "и с того часа он хорошо стал знать грамоту". На прощание старец предсказал Кириллу и Марии, что "будет отрок славен перед Богом и людьми из-за своей добродетельной жизни". Будучи подростком, Варфоломей строго соблюдал посты, часто молился и неоднократно ходил по святым местам города со своими родителями.
К концу жизни из-за частых татарских разорений, притеснений московских наместников отец Варфоломея Кирилл обнищал. Единственным спасением от голода и бедности он видел переезд в Московское княжество. Собравшись вместе с семьей, он отправился ближе к Москве и поселился в городке Радонеже. Именно оттуда Варфоломей уходит на гору Маковец в густом лесу и поселяется там в уединении в маленькой деревянной келье, положившей начало самому знаменитому русскому монастырю.
Замечательный русский историк Василий Осипович Ключевский, оценивая значение преподобного Сергия Радонежского для русской истории и культуры, написал строки, которые не теряют актуальности и в наши дни и их можно прилагать не только к преподобному Сергию, но и к любому духовному сокровищу, явлению, которым располагает Россия: "При имени Преподобного Сергия народ вспоминает свое нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое, и затверживает правило, что политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной. Это возрождение и это правило - самые драгоценные вклады Преподобного Сергия, не архивные или теоретические, а положенные в живую душу народа, в его нравственное содержание. Нравственное богатство народа наглядно исчисляется памятниками деяний на общее благо, памятниками деятелей, внесших наибольшее количество добра в свое общество. С этими памятниками и памятями срастается нравственное чувство народа; они - его питательная почва; в них его корни; оторвите его от них - оно завянет, как скошенная трава. Они питают не народное самомнение, а мысль об ответственности потомков перед великими предками, ибо нравственное чувство есть чувство долга. Творя память Преподобного Сергия, мы проверяем самих себя, пересматриваем свой нравственный запас, завещанный нам великими строителями нашего нравственного порядка, обновляем его, пополняя произведенные в нем траты. Ворота Лавры преподобного Сергия затворятся и лампады над его гробницей погаснут только тогда, когда мы растратим этот запас без остатка, не пополняя его".
Все монастырские постройки Варницкого монастыря в течение трех с половиной веков (с основания в 1427 году и до 1770 года) оставались деревянными и поэтому до наших дней не дошли. Первое каменное здание монастыря Троицкий собор (как и главный храм Троицкого монастыря, основанного преподобным Сергием) с трехъярусной колокольней был построен в 1771 году. В 1892 году был надстроен четвертый ярус колокольни - для пожертвованного колокола.
В 1783-1786 годах у северной стены был построен каменный храм святителя Николая, на месте которого была выстроена в 1828 году церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Ко второй половине XIX века архитектурный ансамбль обители сложился окончательно - были построены настоятельские покои, братские кельи, одноэтажная трапезная. В 1848-1852 годах монастырь был огорожен каменной оградой с башнями по углам. В монастыре был колодец со святой целебной водой, обитель имела свой сад и огород.
Монастырь посещали известные духовные лица - святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский, святой праведный Иоанн Кронштадтский, святитель Тихон (Белавин).
В 1918 году начинается черная полоса в жизни монастыря - в монашеских кельях обители разместили людей, выгнанных из богаделен Ростова. Уже 1 марта 1919 года монастырь был закрыт и разграблен, судьба последних монахов монастыря неизвестна. В тридцатые годы монастырь начали уничтожать - были взорваны Троицкий собор и колокольня, разобран келейный корпус у южной ограды, а также стены и башни монастыря. Было разорено и стерто с лица земли монастырское кладбище, перестроена Введенская церковь, через бывшую территорию монастыря провели дорогу.
К 80-м годам XX столетия ничто не напоминало о славном прошлом монастыря - вместо Троицкого собора была свалка, во Введенском храме (вернее в том, что от него осталось) - инкубатор племптицесовхоза, завален хламом священный колодец. Возрождение обители с огромными трудами началось только в 1989 году, а в 1995 году монастырь стал подворьем Троице-Сергиевой лавры...