Реформа 1861 года, «освобождение» крестьян привели к быстрому развитию капитализма. Вслед за «мануфактурой» Прохоровых возникли «мануфактуры» Коншиных, Гучковых, Морозовых, Цинделя. В Москве основаны и металлургические заводы - братьев Бромлей (в 1857 году), позднее Гужон (в Советский период «Серп и молот»). Развитие железнодорожного сообщения привело к основанию Коломенского паровозостроительного завода.
Эпоха строительства железных дорог, спекулятивный азарт, охвативший дельцов, заводчиков, банковских деятелей, новоявленных богатеев, отображен в произведениях Некрасова, Салтыкова-Щедрина.
«Железная дорога» Некрасова, проникновенные, бичующие строфы этого произведения были на устах у молодежи, у либеральных демократических кругов того времени. Некрасов видел, какие муки, лишения претерпевал народ, бессовестно эксплуатируемый варварским российским капитализмом.
Щедрин клеймил грабивших русский народ Колупаевых, Разуваевых, Деруновых. «Москва, которая впервые собрала Русь... теперь собирает «червонных валетов», писал Щедрин о героях скандального процесса банковских воротил в Москве.
Старозаветные купцы Замоскворечья, быт купеческих особняков, выведенные на сцену драматургом А. Н. Островским, долговая тюрьма, «яма», описанная Достоевским, постепенно отходили в прошлое. «Покровские воры», «червонные валеты» благополучно уезжали с капиталами за границу. «Бородатые миллионеры» брили бороды и сменяли поддевки на сюртуки и пиджаки. Коноваловы, Крестовниковы, Рябушинские строили особняки в духе английской готики и итальянского Возрождения, заседали в правлениях банков, в Биржевом комитете, городской думе.
Однако в среде купечества были и искренние ценители и знатоки искусств.
Василий Петрович Боткин, происходивший из купцов, был другом Белинского и Грановского, ездил в Испанию, написал о своей поездке ценную книгу. Павел Третьяков, Савва Морозов, Савва Мамонтов с честью послужили русскому искусству: Третьяков основал знаменитую картинную галерею - собрание русской живописи, Савва Морозов был одним из основателей Художественного театра, Савва Мамонтов сделал много для прославления русского оперного искусства. Наконец Алексеев-Станиславский был замечательным реформатором русского театра.
Хозяином старой Москвы была городская дума.
«Отцы города», гласные думы, не отличались особой отзывчивостью. Основатели Художественного театра К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко, задумав основать общедоступный театр, обратились в думу за материальной помощью. Дума обсуждала годы этот сложный вопрос и отклонила просьбу. В 1906 году ремесленники, проживавшие в «Рогожской части», просили городскую думу устроить постоянное гулянье на пустопорожней земле в районе части. Им было отказано. Сейчас на этом месте - Дворец культуры Пролетарского района (он же ДК автозавода имени Сталина, автозавода им. Лихачева).
Полярный исследователь лейтенант Седов, позднее погибший в Арктике, просил у думы субсидию на организацию экспедиции к полюсу. Дума отказала.
И это понятно, если принять во внимание состав думских гласных и количество их избирателей. В 1904 году на выборах в городскую думу участвовало 1838 человек, в 1912 году - 9431 человек, - это в то время, когда население Москвы насчитывало более миллиона жителей. Избирателями в старой Москве были только крупные домовладельцы, фабриканты, купцы, банковские воротилы.
Царское правительство не видело в том беды, если печать поругивала и высмеивала городскую думу, - это компрометировало идею городского самоуправления. Впрочем, было за что ругать городскую думу. Газеты, иллюстрированные журналы того времени полны злыми фельетонами, карикатурами на городскую думу.
Московская «конка» была привычной темой для острот. Молодой Чехов в «Будильнике», под псевдонимом Антоша Чехонте, писал: «Конно-железная, или попросту называемая коннолошадиная, дорога состоит из нутра, верхотуры и конно-железных правил... Скорость равна отрицательной величине, изредка нулю и по большим праздникам двум вершкам в час».
Трамвай появился в Москве в 1903 году и до 1913 года мирно уживался в улицах Москвы с конкой.
Метрополитен в Лондоне существует с 1860 года, конка появилась в Москве только через 12 лет - в 1872 году. Иностранные фирмы предлагали городской думе строить метро, но дума упорно отклоняла эти предложения. Даже первые автомобили, появившиеся в Москве в 1907 году, вызвали дебаты в думе, - предполагалось вообще запретить езду по городу на автомобилях.
Основным видом транспорта были извозчики легковые и ломовые. В 1904 году в Москве насчитывалось 22667 легковых и 19115 ломовых извозчиков. Извозчики известны в Москве с древнейших времен.
В 1678 году иностранец-путешественник Таннер заметил: «У москвитян большая езда из одной части города в другую, чем и кормится множество не знающих никакого другого промысла извозчиков».
Учившийся в Москве в двадцатых годах прошлого века знаменитый хирург Н. И. Пирогов вспоминал «теперь не существующий род извозчиков, возниц, перетаскивающих человеческие телеса на дровнях - «волочках». Зато позднее в Москве появились так называемые «гитары», «калибры», «петушки», «линейки».
Средняя ширина московских улиц составляла 10 метров; узкие улицы не слишком затрудняли москвичей: пока единственным, а позднее главным видом транспорта оставался лошадиный транспорт.
Москва, сверкавшая витринами роскошных магазинов на Кузнецком мосту, была в то время и городом грязных переулков и трущоб, вроде Хитрова рынка. Это тоже было своего рода печальной достопримечательностью столицы. Лев Толстой участвовал во всероссийской переписи населения 1897 года. С негодованием писал он об ужасах московских трущоб. В пьесе «На дне» М. Горький показал «бывших людей», язву капиталистического общества.
Пьесы Горького «Мещане» и «На дне», пьесы Чехова были новой эпохой русского театра. После Островского и Сухово-Кобылина репертуар русского театра как бы обеднел; драматургия Горького и Чехова на сцене Художественного театра вернула русскому театру его славу.
Горький, буревестник революции, был властителем дум. Спустя три десятилетия в романе-эпопее «Клим Самгин» он описал Москву в дни революции 1905 года; эти страницы - правдивое и сильное отображение тех дней.
В романе изображены народ, рабочие, события 1905 года, стрельба солдат по пекарям булочной Филиппова, демонстрация у Московского университета и похороны Баумана, любимца московских рабочих, большевика, убитого черносотенцем.
В дни московского вооруженного восстания трехгорцы-дружинники героически обороняли Пресню - «единственный уголок на земле, где царствует рабочий класс», как было сказано в прокламации.
«Без «генеральной репетиции» 1905 года победа Октябрьской революции 1917 года была бы невозможна», писал Ленин. И она пришла, эта победа.
Она ковалась в тайной типографии большевиков на Лесной улице и в той тайной типографии на окраине Тбилиси - Авлабаре, которой руководил товарищ Сталин.
Революцию готовили замечательные люди из народа, такие, как московский рабочий Петр Алексеев, бросивший в лицо царским судьям пророческие слова: «Поднимается мускулистая рука миллионов рабочих, и ярмо деспотизма, огражденное солдатскими штыками, разлетится в прах!»
Старинной Москвы, «большой деревни», не стало. Это почуяло царское правительство, в ослеплении разгонявшее передовых ученых - профессоров Московского университета. Московский университет, где работали Тимирязев и Столетов, врачи Боткин и Склифасовский, «отец авиации» Н. Е. Жуковский, историки С. М. Соловьев и В. О. Ключевский, попал под пяту черносотенца министра просвещения.
В 1910 году скончался великий писатель земли русской, Лев Толстой, и Москва отметила день похорон Толстого бурными демонстрациями против царского правительства.
Такими были последние годы «заштатной столицы».
В 1914 году началась мировая империалистическая война. Поражения на фронте и хозяйственная разруха, вызванные продажностью министров и неспособностью царского правительства успешно вести войну, усилили и обострили революционное движение народных масс.
Рухнуло самодержавие. Улицы и площади Москвы, постамент памятника Пушкину становятся трибуной митингов, где выступают завоевавшие доверие народных масс большевики.
По зову Ленина и Сталина Москва, рабочие окраины поднимаются на последний бой с капитализмом.